Мотивация

Поведение людей с целью удовлетворения потреб­ностей обосновывается мотивационной теорией ожидания.

По этой теории мотив данного поведения определяется:

  • человеческой верой или ожиданием того, какими будут резуль­таты этого поведения;
  • привлекательностью этих результатов для человека с точки зре­ния удовлетворения его потребностей.

Мотивация наиболее слаба в тех случаях, когда стоящая перед че­ловеком цель либо невыполнима, либо легко выполнима. Наиболее сильна мотивация, когда шансы в достижении цели 50:50. Это необхо­димо учитывать в управленческом контроле.

Положительный стимул — результат, по­вышающий уровень удовлетворения потребностей. Отрицательный сти­мул — результат, снижающий уровень удовлет­ворения потребностей.

Особенности стимулов:

  • отношение руководства предприятия к системе управленческого контроля само является сильным стимулом;
  • люди больше мотивируются возможностью получить вознаграж­дение, чем страхом наказания;
  • то, из чего состоит вознаграждение, зависит от конкретной ситу­ации;
  • денежная компенсация важна, но начиная с определенного уров­ня ее сумма не так важна, как другие виды вознаграждения;
  • для внутренней мотивации важно получение информации о ре­зультатах своей деятельности; без этого нет ощущения достижения или самовыражения;
  • оптимальная частота обратной связи зависит от срока действия цели, т.е. промежутка времени между постановкой задачи и получением информации о ее решении. Этот промежуток может составлять час для работников нижних уровней предприятия, год и больше для руководства;
  • результативность стимулов быстро снижается, если время меж­ду действием и вознаграждением или взысканием превышает промежу­ток действия;
  • работники удовлетворены сведениями о своей деятельности, если эти сведения, по их мнению, объективны;
  • начиная с некоторого момента новые стимулы в улучшении дея­тельности не приносят никакого результата.

Стимулы могут быть не только денежными, но и формальными. На­пример, в армии при укладывании парашютов к мешку с парашютом прикрепляется бирка с указанием фамилии укладывающего. Время от времени этот парашют выдается для прыжка укладывающему. Это дает высокое качество укладки.

При оценке центра ответственности необходимо найти справедли­вую базу оценки работы его руководства.

Мотивация

Категория: Стратегическое планирование |

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.

-->