Бюджетное планирование

Перед тем как ввести понятие бюджета, остановимся на пробле­мах терминологии. Обычно понятие «бюджет» мы связываем с такими определениями, как государственный, федеральный, местный; у всех на слуху выражение «дефицит бюджета». В управленческом учете как са­мостоятельной подсистеме учета в западных странах термин «бюджет» используется в несколько ином смысле, который ближе к нашему терми­ну «смета». Процесс составления общего, главного бюджета в большинстве своих элементов практически совпадает с известным нам по прежним временам процессом разработки техпромфинплана. Многие в нашей стране уже используют слово «бюджетирование» и даже в официаль­ных изданиях.

На наш взгляд, процесс составления бюджетов — один из важней­ших в системе планирования и контроля в управленческом учете, поэто­му, наверное, следует пользоваться термином «бюджет», как это приня­то в западной практике. В противном случае будет затруднено чтение специальной литературы и однозначное понимание этого термина. Мы так и поступим и постараемся как можно точнее определить понятие бюджета для целей теории планирования, а главным образом — для практики.

Составление бюджета, как и программирование, является процес­сом планирования. Существенная разница между ними заключается в том, что программы «заглядывают» на несколько лет вперед, а бюджет, как правило, рассчитывается на один, следующий год.

Бюджеты представляют собой ключевой инструмент системы уп­равленческого контроля. Практически все организации, за исключени­ем самых мелких, составляют бюджеты. Многие организации в качест­ве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показы­вает планируемую деятельность организации по центрам ответствен­ности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты.

Бюджетное планирование

Категория: Планирование |

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.

-->